locking

В 1990-х и 2000-х гг. локингом «заболела» Франция, а вслед за ней вся Европа, а потом и Корея, и Швеция, и многие другие страны, теперь включая и СНГ. В локинге появилось целое семейство подстилей. В Штатах локинг в конце концов массам приелся, и на сцену вышел хип-хоп, уходящий своими корнями в ту же субкультуру. В США за это время выросли локеры нового поколения — Ричи Рич, Луз Кабуз и Фло Мастер и др., учившиеся непосредственно у родоначальников стиля и, несомненно, являющиеся танцорами высокого класса. С хип-хоп танцами в целом до Европы докатились и обрывочные сведения о локинге.

locking

локинг (АНГЛ. locking)

Одним из камней преткновения, стоящих на пути ко всеобщему признанию уличного танца как вида искусства, является неполнота и не документированность. Балет, джаз, стэп, многие другие танцы имеют своих создателей, их история не является секретом и открыта для любого желающего узнать о происхождении той или иной танцевальной формы. Уличный же танец в биографии своей практически не содержит неоспоримых фактов, кроме того, что зародился он в Америке. И хотя с тех пор прошло уже более 50 лет, многие танцоры, хореографы и танцевальные группы по сей день оспаривают авторство друг друга в том или ином стиле или направлении. Лишь один человек остается признанным всеми, кто любит и знает стритдэнсинг. Имя ему — Дон Кэмпбелл, с него все и началось.
Кэмпбелл, Дон. Родился в начале 50х годов в Сент Луисе, рос в южной части Лос Анджелеса. Еще ребенком он проявил определенные способности к рисованию, делая наброски людей и окружающей природы. В целом, этим талантом Дон выделялся из своей семьи, которая считала его немного странным.
Не бросил рисовать он и позднее, в юности, что повлияло на выбор профессии — Дон Кэмпбелл стал студентом Лос-Анджелесского Торгово-технического колледжа, решив изучать коммерческое искусство.
В перерывах между занятиями Дон посиживал в местном кафетерии, зарабатывая мелочь если кому-нибудь приходило в голову попросить его набросать портрет, и даже не помышлял о своем великом будущем. В колледже Дон занимался легкой атлетикой. В танцах же, “Франкенштейн был лучше меня“. Он сидел, рисовал, и временами поглядывал на детей, танцующих возле колонки в углу. Элрой Скиффер, один из старинных друзей Дона, вспоминает, как пытался научить его двигаться, показывая модные тогда “Аллигатор“, “Ча-ча“ и “Тэксес Хоп“. Это было нелегко, но Скиффер помнит свои наставления: “До тех пор, пока ты можешь шагать, считать про себя и делаешь это в такт музыке — все нормально, ты танцуешь“.
Когда Кэмпбелл наконец-то набрался смелости показать свое “мастерство“ на дискотечном вечере в кафетерии, он собрал все что умеет в одну кучу, в один танец, иногда замирая посередине движения, чтобы сообразить, что делать дальше. Из-за этих пауз Сэм Вильямс, местная знаменитость и один из лучших танцоров колледжа, прозвал его Кэмпбелл-Лок (Campbell-Lock, слово “lock“ в переводе с английского — “замок“, а также “затормозить“). Сэм пригласил его на танцевальный конкурс в клубе Даунтаун. И Кэмпбелл финишировал пятым — из пятнадцати. “Если бы тогда я вылетел первым, клянусь, я в жизни больше не вышел бы на сцену“, — вспоминает Дон.
Вскоре Кэмпбелл стал настоящей сенсацией в танцующих кругах. Ночные клубы в то время повсеместно устраивали небольшие соревнования — перетанцовки, дабы привлечь к себе побольше посетителей. Сумма главного приза редко превышала 50 долларов — не так уж и много, однако вполне достаточно, чтобы поддержать чей-то интерес. Дон появлялся тут и там, собирая деньги. Вскоре молва о нем распространилась настолько, что приз ему отдавали без конкурса, поскольку никто не отваживался выйти против него. Впрочем, так было отнюдь не всегда. Кэмпбелл и не думал о том, чтобы обучить кого-либо своему танцу, поэтому видел соперника в каждом, кто копировал его движения. Однако мама сказала Дону, что без этого о локинге никто не узнает, и сын смирился.
Клубом, где Дон проводил большую часть времени, было местечко Мэверикс Флэт в Калвер Сити. Там он и познакомился с Фредом Берри, будущим персонажем комического телесериала “What’s happening“ по прозвищу Rerun. Фред Берри (скончался в конце 2003 года) упросил Кэмпбелла научить его танцевать. Вот как он говорит о локинге и о своей встрече с Доном Кэмпбеллом: “Я увидел, как этот парень безбашенно пляшет. Понимаете, в Локинге все преувеличено. Вы не просто показываете на что-то рукой — вы вращаете кистью, делая эдакую петлю, и потом показываете, вы не просто смотрите — вы вытягиваете шею и смотрите, а началось все с лок-движения, когда вы резко останавливаетесь, фиксируя суставы, колени и верхнюю часть тела. Локинг — это сочетание неподвижности и движения. Возвращаясь к локу, вы можете делать что угодно.“
Движения танца Кэмпбелл брал из головы, полностью полагаясь на свою способность к импровизации. Дон оказался прирожденным фристайлером. “Какую бы ошибку я не делал, люди хлопали.“ — вспоминает он, “Однажды я упал, но смог притвориться что так и надо. Все захлопали! Это-то и оказалось самым странным — не важно, что я делал неправильно, что-то я при этом делал правильно!“
И все же, простого таланта было мало. Возможно, локинг так и не получил бы широкого распространения, оставшись одним из многих танцевальных стилей, появившихся в те времена на западном побережье Соединенных Штатов, если бы не “Соул Трэйн“. Американская история танца была бы неполной без рассказа о передаче, телевизионном шоу, которое было и по сей день остается двигателем прогресса в данной области. Семидесятые года во многом были для цветных американцев годами депрессии. Умер Мартин Лютер Кинг, шла война во Вьетнаме, да и обычная жизнь в гетто мало чем отличалась от войны. Стив Клементе (Мистер Виглс, действительный член двух крупнейших в мире команд уличного танца — “Rock Steady Crew“ и “The Electric Boogaloos“) описывает свое детство в серии небольших рассказов о жизни в Нью-Йорке. Он говорит о постоянных убийствах, происходивших у него на глазах, разборках между молодежными бандами, стрельбе на улицах. Поводов для оптимизма повседневная рутина предоставляла, скажем прямо, очень мало. И отдушиной для людей низших социальных слоев стала передача “Soul Train“, транслировавшаяся сначала по местному, а затем и по национальному телевидению. Ее создатель, Дон Корнелиус, собрал множество уличных танцоров. Проводились регулярные конкурсы, и каждая новая танцевальная форма, появившаяся на улице, обязательно попадала в “Соул Трэйн“, если заслуживала хотя бы чуточку внимания.
Дон Кэмпбелл заслужил себе постоянное место в телеэфире, выиграв один из таких еженедельных конкурсов. И вскоре, “Дон Корнелиус спросил, знал ли я еще кого-нибудь, кто умел танцевать“. С этого момента, имевшего место в 1973 году, и ведет свою историю первый в Америке и во всем мире профессиональный коллектив уличного танца. Изначальное название их было “The Campbellock Dancers“, впоследствии же, из-за юридических проблем, оно было сокращено до “The Lockers“. Членами “Локерс“ стали Penguin (Фред Берри, комик группы), Slim the Robot (у него был свой костюм с лампочками), Fluky Luke, Greg “Campbellock Jr.“ Pope, Toni Basil, а впоследствии и Adolfo “Shabba-Doo“ Quinones (исполнитель роли Озона в фильмах “Breaking 1“ и “Breaking 2: Electric Boogaloo“).
С подачи группы локинг стал чем-то большим, нежели просто танец. Это был стиль жизни, манера одеваться, ходить и разговаривать. “Локерс“ носили полосатые носки, подтяжки, и огромные шляпы. Они работали с такими легендами, как Билл Коусби и Стиви Уондер, и даже выступали на разогреве у Фрэнка Синатры. А на взлет их карьера пошла, когда Дон впервые задумался о том, что “Соул Трэйн“ — это еще не вся жизнь. Он был на гастролях вместе с шоу, и “ко мне подходили дети и спрашивали — эй, ты же богатый — знаете, как это у них бывает, а я зарабатывал только на гастролях, и то не больше ста долларов за шоу“. По возвращении в Лос Анджелес, Дон об этом призадумался. “Мы знали, что делаем передаче хороший рейтинг, поэтому мы подошли к Корнелиусу и попросили платить нам по 50$ за выпуск. И нас выставили вон. Они просто сказали — хватит локинга.“
К конце 70х годов популярность локинга пошла на спад. Тогда на сцену вышли молодой Сэм Соломон (“Бугалу Сэм“) и его брат Тимоти (“Поппин Пит“), создавшие во многом под влиянием “The Campbellock“ свою собственную группу “The Electronic Boogaloo Lockers“, впоследствии ставшую известной как “The Electric Boogaloos“. Сами же “Lockers“ к тому времени под влиянием внутренних противоречий уже распались. Члены команды занялись собственными карьерами. Фред Берри ушел в ситком “What’s happening“ в качестве персонажа Rerun, Тони Бэзил успешно занялась музыкой, выпустив в 1982 году хит “Mickey (You’re so fine)“. Остальные стали свидетелями Иеговы. Но начало было положено. Никто больше не сомневался, что уличными танцами можно заработать на жизнь.
Тимоти Соломон, рассказывая о своем коллективе и своих собственных стилях танца, ссылается на Дона Кэмпбелла, как на человека, “проложившего путь“ для всех остальных. Бруно Фалькон, так же известный как Pop’n’Taco, один из немногих известных танцоров испанского (точнее, мексиканского) происхождения, заработал себе имя в качестве узкопрофильного хореографа. Он был креативным консультантом в туре Майкла Джексона под названием “Dangerous“, работал хореографом с Майклом, Ла Тойей и Джанет Джексон. Говоря о стритдэнсинге в целом, Фалькон спешит отдать должное Дону Кэмпбеллу — “если бы не он, не думаю что что-нибудь вообще бы началось.“
«The Lockers» преобразовалась во второе поколение в середине 80-х, включив танцоров «старой школы» — «Альфа» Андерсона, Льюиса «Депьюти» Грина, Лайнела «Биг Ди» Дугласа. В 80-х гг. Тони Go-Go основал школу, представившую искусство локинга в Японии. Это вызвало волну интереса к истории и субкультуры этого танцевального феномена во всем мире.

техника локинга

Для локинга характерны резкие движения, различные фишки с киданием рук, петли руками, огромное количество самых разнообразных прыжков, фишки с покачиванием руками, ногами и др. Практически все команды делают в этом стиле общие синхроны, когда показывают шоу на баттлах. Также отдельные элементы локинга используют хореографы в клипах различных поп-звезд.

Локинг основывается на базовых движениях, и практически только на них. В оценке мастерства танцора в первую очередь важно исполнение базовых элементов и их качество. Если танцор танцует только «стайл» (стайл — обозначает элементы, придуманные самим танцором, не входящие в базу стиля), при этом, игнорируя базу — то этот танцор уже автоматически проигрывает перед танцором, который эту самую базу танцует.

Локинг — своего рода большой конструктор из множества деталей (базовых элементов), которые танцор должен умело собирать воедино, и чем интереснее и грамотнее он это сделает — тем выше его мастерство.

Не менее важный критерий в фанковых стилях и локинге в частности, — это умение танцора импровизировать и танцевать под конкретную музыку, играющую в данный момент. То есть, если в музыке случайно попадается пауза — танцор должен незамедлительно стать в лок или в другую позицию и замереть, и т.д. Танцору, досконально изучившему все базовые элементы локинга, не составит большого труда импровизировать и на ходу комбинировать их.

Локинг включает в себя элементы акробатики и требует серьезной физической подготовки. Для исполнения этих движений типа knee drop и split необходимо надевать наколенники, по крайней мере на тренировках.

Также в локинге очень большую роль играет настроение. Локинг — это фанк, отражение фанка с помощью своего тела, движений и настроения. А фанк — это позитив, взрывная энергетика. Локинг танцуется изначально под фанковую музыку, например под Джеймса Брауна (James Brown). Но может танцеваться и под хип-хоп, но только в этом случае это будет уже fusion (фьюжн). Фанковая музыка до сих пор почитатется танцорами локинга и используется на многих соревнованиях и батлах, например, на Juste Debout.

техника локинга

  • Lock — резкая остановка, основное движение танца. Чтобы его правильно сделать нужно перенести вес на одну из ног, которая будет стоять на полной стопе, вторая чуть впереди на носке и согнута в колене, тело наклонено вперед, грудь вобрана в себя, а руки как будто поднимают тяжелый предмет.
  • Pace — сложив кисти рук на манер бинокля, можно получить представление о правильной кисти в этом движении. Само движение представляет собой как бы удар в сторону, но с расслабленным запястьем, главное, чтобы кисть не разжалась. Делая pace вы просто, как бы, отбиваете ритм.
  • Point (Uncle Sam’s Point) — вы просто показываете на кого-то или что-то пальцем. Это движение появилось, когда над Доном в клубе посмеялась девушка, а он указал на нее пальцем. Point можно делать, указывая на кого-либо или что-либо, можно смотреть в ту сторону, можно не смотреть, можно указывать большим пальцем. Второе название движение обрело благодаря военным плакатам времен Вьетнамской кампании, на которых дядюшка Сэм указывал пальцем.
  • Wrist roll (Twirl) — кручение запястьем вверх-вниз. Кисть такая же, как и в pace.